Listens: Janis Martin — Ooby Dooby

«Владимир Высоцкий: ключ к подтексту» Яков Корман

Когда скончался Владимир Высоцкий, автору этой книги был один год. Когда развалился СССР, автору этой книги было 12 лет. В принципе, эти два факта должны были отвести от покупки этой книги, но мне они были неизвестны, да и повёлся на название.

Я всегда уважал творчество Высоцкого, и понимал, что за всеми этими образами есть смыслы более глубокие. Личные. Также я понимал, что прочувствовать до конца большинство этих песен не смогу, потому как живу в другое время и сейчас это всё звучит иначе, без необходимой реальности.

А автор решил, что это творчество нужно объяснить. Зачем, почему и для чего — непонятно, но он смело принялся препарировать песни и стихи буквально по словам. Получился какой-то бред.

Если верить книге, то все песни и стихи Высоцкого об одном — о борьбе с советской властью. Смысл одной песни лихо привязывается к другой всего лишь потому, что в них используются пара одинаковых слов. А если явной (такой явной — словами) связи нет, то привязка идёт «на уровне подтекста». Я даже не знаю, как описать этот процесс, происходящий в книге. Какое-то ковыряние в словах и нелепые восклицания.

Выглядит это так, как будто в морге вскрывают королеву красоты и извлечение каждого органа сопровождается пояснением типа: «вот накаченные мышцы — значит, она занималась спортом; вот кишечник, через него она пропускала диетическую пищу (диетическую потому, что, а как иначе — она же следила за фигурой); а вот мозг — им она думала о красоте (а о чём она ещё могла думать? Очевидно же!). А ещё вот у неё есть почка! А на соседнем столе лежит музыкант и у него тоже есть почка, следовательно, наша королева красоты тоже музыкант» Ну и вот всё в подобном стиле. Зачем мне это? Мне было достаточно образа этой девушки при жизни. И в памяти она осталась образом красоты. Для чего нужно осквернять память этим вскрытием с комментариями?

Я не знаю зачем было потрошить образы, смыслы и сюжеты Высоцкого, пытаясь объяснить читателю как нужно понимать эти песни. Причём делать это таким нелепым образом, периодически додумывая за самого Владимира Семёновича. Так можно и всю дискографию Валерия Леонтьева расписать как противостояние лирического героя и советской власти. Музыка — это личное, а уж тем более песни Высоцкого.

Ну и да — после этой книги я больше никогда не буду читать неизвестных мне авторов.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.